Особенности регистрации прав при банкротстве физических лиц

Продажа имущества банкрота (части этого имущества) осуществляется на торгах в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Конкурсную массу составляет все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина, а также выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения.
Кроме того, в конкурсную массу также может включаться имущество гражданина, составляющее его долю в общем имуществе, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским и семейным законодательством. Кредитор вправе предъявить требование о выделе доли гражданина в общем имуществе для обращения на нее взыскания.
Однако, из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Особенностью процедуры реализации имущества банкрота-гражданина является то, что имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности с супругом (бывшим супругом), подлежит реализации по общим правилам законодательства о банкротстве.
При этом супруг (бывший супруг) банкрота вправе участвовать в деле о банкротстве гражданина при решении вопросов, связанных с реализацией общего имущества.
Следует учитывать, что в конкурсную массу включается только часть средств от реализации общего имущества супругов (бывших супругов), соответствующая доле гражданина в таком имуществе. Остальная часть этих средств выплачивается супругу (бывшему супругу).
Кроме того, если у супругов имеются общие обязательства, то причитающаяся супругу (бывшему супругу) часть выручки выплачивается после выплаты за счет денег супруга (бывшего супруга) по этим общим обязательствам.
С целью государственной регистрации перехода прав реализованное имущество гражданина-банкрота в орган регистрации представляются следующие документы:
1) заявление финансового управляющего о государственной регистрации перехода права собственности;
2) заявление лица, выигравшего торги, о государственной регистрации права собственности;
3) решение арбитражного суда о признании гражданина банкротом (заверенная арбитражным судом копия);
4) документ, подтверждающий полномочия финансового управляющего (решение арбитражного суда, определение арбитражного суда) (заверенная арбитражным судом копия);
5) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель (нотариально удостоверенная доверенность) (подлинник и копия);
6) протокол о результатах торгов, имеющий силу договора купли-продажи либо договор купли-продажи имущества, заключенный с победителем торгов (не менее двух подлинных экземпляров). При этом договор купли-продажи реализованного недвижимого имущества (протокол о результатах торгов, имеющий силу договора) должен соответствовать требованиям действующего законодательства по форме и содержанию;
7) акт приема-передачи объекта недвижимости (подлинник и копия).
Материал подготовлен Тогучинским отделом Управления Росреестра
по Новосибирской области